shoomann (shoomann) wrote,
shoomann
shoomann

  • Music:

Литры лита, море лита.

Небольшое иллюстрированное исследование в области лит-печати для начинающих и не только.

На майские праздники мы гостили у одноклубника на даче в Псковской области. С собой взяли "Kowa/SIX" с двумя объективами (подарок Артура Василёнка) и набором светофильтров. Дежурным экспонометром работал глубокоуважаемый товарищ "Свердловск-4" (тоже спасибо Артуру). Погода была к нам благосклонна, и мы совершили несколько прогулок по окрестностям. Жижицкое озеро не только радует глаз, но и имеет давнюю историю: именно на нём Александр Невский обкатал технологию захоронения тевтонцев под лёд, благодаря чему впоследствии прославился в более освещённой историками битве на Чудском озере, но речь не об этом.
Плёнку для "Ковы" я взял превосходнейшую - Fuji Neopan Acros, которая сейчас стала практически недоступной по цене. Кроме того была пара роликов прекрасной Ilford FP4Plus, которая также стала заоблачной. Поскольку планировалось снимать в основном пейзажи, решил не экономить и взять с собой лучшее, о чём ни капли не пожалел. В данном изыскании будет рассматриваться сюжет, снятый на чудо японской инженерной мысли, то есть Acros. Ещё была пара роликов цветного слайда, но его мы до сих пор не проявили.

Итак, в день отъезда мы дошли, наконец до собственно озера, и стали совмещать приятное с полезным. Юля осваивает "Кову", поэтому приходилось делиться аппаратом, что порой сильно мешало, почти так же, как съёмка портрета двумя фотографами сразу. В этой связи наш добрый хозяин выдал Юле из закромов "Зенит-3М" и два ролика КН-2, и я владел "Ковой" почти безраздельно. Кстати, "Зенит-3М" мы видели впервые и были очень впечатлены этим экземпляром. Немного притормаживали длинные выдержки, но света хватало, и они были неактуальны. Впоследствии выяснилось, что плёнка тоже замечательная но я снова отошёл от главной темы нашего кордебалета.

Привезённый в Москву негативный материал проявлялся Илфордовским LC-29 в разведении 1+29 при комнатной температуре (~23-24*С). При первом беглом осмотре негативы показались слишком плотными, однако дальнейшая работа с ними показала, что опасения были напрасными. Опасался же я того, что когда я начну печатать лит, мне придётся умереть у станка.

Первые пробы я печатал в стандартном проявителе СТ-1, решив, что сразу начинать сеанс печати с лита (а я имею такое обыкновение) не совсем разумно. Негативы выглядели многообещающе, и я решил начать с индекс-принтов, поскольку рамки для сканера под средний формат у меня не было. Это тоже было нетипичное решение, ибо последние год-два я имел обыкновение сразу печатать сюжеты, минуя стадию сканирования или печати контролек.

Итак, я расчехлил рамку для контакт-принтов, любезно подаренную нам ещё в первый год существования (тогда клуб "Pixid' располагался на "Водном Стадионе") и отпечатал контрольки.

Индекс-принт

Прошу не обращать внимания на кадр, отмеченный галочкой, ибо речь дальше пойдёт не о нём. Галочка говорит о том, что сюжет снят Юлей. Я попросил её отметить все снятые ей сюжеты, так как у неё на такие вещи лучше память, только и всего. Нас же интересует сюжет в нижнем левом углу - именно его я решил напечатать первым.

Контрольки печатались на фотобумаге "Унибром", любезно предоставленной мне директором одного из предприятий, реализующих неподалёку от нас фотоматериалы. Осенью 2013 года они отдали мне просроченные образцы бумаги производства "ФоМос", которая применяется для аэрофотосъёмки. Просрочка достаточно свежая, очень хорошего качества, весьма контрастная, но литом мне не удавалось получать на ней удовлетворительные результаты. Поскольку бумага очень "шустрая", я с ходу напечатал на ней выбранный кадр размером 24*30 см, чтобы можно было познакомиться с сюжетом в деталях прежде чем печатать его литом.

Унибром "ФоМос"

Прежде, чем переходить к описанию собственно лит-сеанса, приведу для сравнения скан с негатива, который я смог сделать сегодня, благодаря тому, что Паша вчера привёз рамку для среднего формата к сканеру, который он же дал нам в безвременное пользование.

Скан с негатива

Первый вопрос, который встаёт после того, как выбран сюжет для печати: "На чём?". У меня достаточно обширная коллекция бумаги. Многое подарено, многое куплено. В основном, это просроченная и очень просроченная бумага - наиболее ранние образцы датируются второй половиной 40-х годов. Поскольку лит-печать всегда связана с огромными затратами времени, снимки большого формата я печатаю редко. Также этому способствуют затруднения пространственного характера - расположение кювет, перенос листа из одного раствора в другой и окончательная промывка, под которую раковина в туалете этажом ниже лаборатории не очень подходит. Таким образом, выбор остановился на излюбленном размере - 18*24 см.

Маленькое лирическое отступление: производители сканеров не учитывают разницу форматов бумаги фотографической и офисной, поэтому снимки, выполненные на листах 24*30 мне пришлось подрезать, чтобы нормально отсканировать. То же справедливо в отношении производителей фоторамок, поэтому в последнее время я стараюсь избегать оформления работ в стандартные рамки под А4 формат - эта небольшая разница, на мой взгляд, заметно сказывается на восприятии работы, и никакое паспарту не способно скрыть эту дисгармонию. Поскольку багетные мастерские мало прельщают мой голозадый бюджет, потихоньку начинаю делать рамки своими руками, надеюсь со временем достичь определённых высот в этом деле.

Ещё один нюанс: сканер, как любая тварь, созданная для офисных нужд, привирает относительно цвета сканируемых материалов, поэтому приведённые ниже иллюстрации дают лишь приблизительное представление о тоне изображения, но я постарался сохранить максимально возможное сходство с оригиналом.

Итак, с размером определились, теперь нужно выбрать конкретную пачку с бумагой. Под 18*24 я склеил себе из переплётного картона специальную коробку, чтобы не мучиться постоянно с разворачиванием-заворачиванием фирменных упаковок - иногда это бывает очень утомительно, кроме того чёрная бумага зачастую рвётся и есть риск подсветить всю пачку. Есть один нюанс: в этой коробке бумага хранится без опознавательных знаков, и порой я забываю что там за зверь. Кроме того, некоторые бумаги хранятся в чёрных бумажных конвертах или пластиковых пакетах, которые некоторые производители делают для пачек небольшого объёма. Периодически бумаги там тоже путаются, и в итоге зачастую приходится иметь дело с бумагами фирмы "Кот в мешке", что забавно но не всегда удобно. Именно в такой ситуации я оказался на этот раз: в моей фирменной коробке, завёрнутая в чёрную бумагу, лежала бумага неизвестного мне производителя - глянцевый картон, весьма приятный на ощупь.

Делаю первый стрип-тест (на илл. соответственно за №1): 5 полосок с шагом в 20 секунд на диафрагме 11 (почти всегда на ней печатаю).



Видим тьмутаракань. Печатаю прямым способом весь кадр на том же листе, от которого оторвал полоску. Беру нижнее значение стрип-теста (20 сек.), поскольку по нему всё равно ничего не понятно кроме того, что вуаль бешеная.

Первый комом

Серятина-пресерятина. Печатаю следующий лист, доведя выдержку до 90 секунд.

Второй комом

Чернуха почти что. Видим довольно интересную вуаль: вместо обычного явления, когда она концентрируется по краю листа, у нас всё наоборот. Теперь становится понятно, что бумага эта - скорее всего "Бромэкспресс", на который я уже нарывался и вроде как даже зарекался больше не использовать а пустить детям на рисунки да Юле на эскизы. Тем не мене решаю дальше нести этот крест и проверить пределы своего терпения. Решаю попробовать штурмовать её литом. Экспонирую её в течение примерно 15 минут.

Немного о проявителе. Моя лит-эпопея началась где-то три года назад, когда я обнаружил на чердаке принесённый кем-то из прихожан D-9 рецептуры фирмы "Kodak", произведённый "Фотоаптекой D-76". Через некоторое время я научился мешать собственный проявитель по рецепту "Ilford ID-13". Некоторые говорят, что лит-проявителем данный продукт не является, как и кодаковский вариант, что без формалина это никакой не лит. Меня эти дебаты мало волнуют, поскольку с формалином возиться мне не особо хочется. Кроме того, наш постоянный клиент, Саша Фуко с кафедры химии МГУ, приносил мне самодельный аналог лит-проявителя Мёрша на формалине и особой разницы в результатах я не заметил. Учитывая тот факт, что в кювете жизнь этого проявителя очень коротка, и в неполной бутыли он тоже достаточно быстро теряет бдительность, обычно я отливаю себе для работы небольшое количество концентрата в бутылочки от замечательного китайского сиропа от кашля, затем, ближе к завершению экспонирования набираю оба раствора пластиковыми шприцами на 20 кубиков и смешиваю в принесённой Никитой Подвальным из Института Органической Химии пробирке на 50 мл. Как правило этих объёмов мне хватает на кювету под 18*24. В последнее время количество воды на один замес составляет порядка 700 мл. Также одним из определяющих факторов является температура раствора, его термодинамика, что является ещё одним аргументом в пользу заведения рабочего раствора непосредственно перед "купанием" листа.

Таким образом, смешав 20+20+700 (здесь и далее раствор А + раствор В + вода соответственно) при температуре примерно 25*С погружаю в него лист и начинаю методично качать кювету.

Немного об измерительных приборах. Для коротких выдержек я пользуюсь реле времени "Силуэт" советского производства с кнопочками и тумблерами без светового табло. "Сура-2" с красными светящимися цифирьками давно вышла из строя, да и "Силуэт" дышит на ладан. Позавчера принёс ещё один "Силуэт", подаренный знакомой художницей с Масловки, но он достаточно быстро и весьма вонюче задымился и тоже вышел из строя. Для длинных выдержек я пользуюсь песочными часами на 2 и 5 минут либо часами на мобильном телефоне. При длительном экспонировании супер-точность не нужна, так что данные, приводимые здесь касательно времени экспонирования весьма и весьма приблизительны, хотя порой достаточно точны. Что до термометрии - мой спиртовой градусник лопнул, когда я экспериментировал с температурами, приближёнными к кипятку, поэтому в ходе последних сеансов пользуюсь пальцем, что означает что данные о температуре раствора здесь ещё более приблизительные, чем о времени экспонирования и проявки.

Итак, покачав первый лит-лист примерно 20 минут получаю следующее:

Первый лит комом

Налицо значительное улучшение картинки по сравнению с результатом, полученным "прямым" проявлением. Многие лит-адепты считают подобные результаты успехом, однако я склонен классифицировать подобное как брак, который отдаётся на растерзание детям. Видно неравномерное проявление, которое я склонен считать результатом гидродинамики листа и термодинамики проявителя. Поясню. Разные сорта бумаги по разному ведут себя в кювете с раствором. Некоторые ложатся идеально ровно, некоторые ведут себя капризно, выгибаясь то в одну, то в другую сторону. Я предполагаю, что неравномерное проявление связано с положением листа в кювете и, возможно, с разницей температур на поверхности раствора. Также отягчающим обстоятельством может являться контакт с воздухом. Как-то раз Стас Шакарвис (коллега Никиты Подвального и один из наших давних но редких прихожан) принёс мне бутылку самодельного раствора и сказал, что этот раствор "другой". Испытания показали, что раствор очень нестабильный и довольно быстро я от него отказался, но успел наблюдать один интересный феномен: после мучительных болтаний в кювете я устал дожидаться когда появятся первые следы изображения и решил забраковать лист. Как только я вынул его из раствора картинка чудесным образом проявилась за считанные секунды. Вот такие пирожки с вермишелью.

Следующим шагом я решаю проверить версию о том, что второй или третий лист в том же растворе выходит краше. Экспонирую примерно те же 15 минут (диафрагма 11, как и во всех остальных примерах), подливаю в раствор тёплой воды, доведя температуру примерно до 24*С, а объём, соответственно, до 1 литра. Качаю кювету, если не изменяет память, полчаса (если не час) и получаю на выходе вот что:

Второй лит комом

Оранжево-розовый оттенок, который так обожают лит-печатники, становится более выраженным, чёрный также честнее, однако моё терпение достигает предела и я принимаю решение сменить сорт бумаги. Нахожу конверт от тонкого матового "Униброма", произведённого "Славичем" не только в этом веке, но даже в этом десятилетии. Внутри - чёрный конверт, внутри которого - разномастная бумага. Делаю тест-стрип (см. илл. с тест-стрипами выше, №3). Очень хороший результат (4 полоски с шагом в 20 секунд), однако пошарив в конверте обнаруживаю, что больше там такой бумаги нет. Обнаруживаю там же другой конверт, к счастью с наклейкой с надписью "Унибром 78". Тонкий глянцевый "Унибром" 1978 года выпуска, лишь на год моложе меня, подарен Костей Сафроновым, фотографом из Государственного Архива, который, собственно, принимал нас в деревне, где снимался сюжет. Насколько я помню, раньше мне удавалось получать на нём литом удовлетворительные результаты. Делаю тест-стрип из 5 полосок по 20 секунд (см. выше, №2) и вижу, что вуаль очень сильная. Снова готовлюсь нести крест.

Первый лист экспонируется примерно 4 минуты и проявляется в свежем растворе 20+20+750 при ~24*С. Время проявки не помню, но в любом случае не менее 15 минут. Результат - удовлетворительный.

Первый 78й

Решаю закрепить успех, повторив трюк с подогревом раствора. Экспонирую около 7 минут, доливаю в подкисший раствор 100 мл горячей воды и киваю кюветой в течение, допустим, получаса. Результат меня устраивает и я перехожу к следующему сюжету (кадр, расположенный на индекс-принте справа от описываемого сюжета).



Далее описывать процесс не буду, поскольку сказано уже немало, кроме того не терпится продолжить печать.

Данный материал изложен из следующих соображений:

- зафиксировать для себя приобретённый опыт, который зачастую выветривается из головы и приходится регулярно изобретать колесо, которое сам же уже неоднократно изобретал;
- узнать реакцию коллег по цеху и при необходимости скорректировать в соответствии с этим процесс;
- поделиться опытом с теми, кому это будет полезно.

В заключение хочу поблагодарить всех упомянутых в этой статье людей за моральную и материальную поддержку. Приятно иметь дело с увлечёнными людьми.
Subscribe

  • Продам стойку для фотопечати

    Стойка для кювет для аналоговой фотолаборатории. Удобна для фотопечати в условиях ограниченного пространства. Габариты: 50*58*80 см. Пять…

  • 37

    В имении, в Ясной Поляне Жил Лев Николаич Толстой (дворовая песня) Тридцать семь, тридцать семь, я расслабился совсем (подумалось)…

  • КОНЕЦ СВЕТА или ТУШИТЕ СВЕТ

    Пару лет назад коллега попросила меня сходить по объявлению к одному господину с целью приобрести у него для садика/школы некоторое количество…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments